Экономическая ситуация и последствия пандемии внесли свои коррективы в работу транспортно-логистических компаний и тех предприятий, деятельность которых связана с использованием грузового и легкового транспорта, автоспецтехники. Собственники бизнеса часто сталкиваются с проблемами в организации контроля норм потребления ГСМ.
Сокращение расходов на топливо и повышение эффективности работы — экономически выгодная мера, которая может помочь бизнесу в борьбе за выживание. С этой точки зрения очень важно исключить воровство топлива и организовать грамотную учетную политику. Данная статья поможет вам разобраться в том, какими путями этого можно достичь.
Такие методы, как путевые листы и измерение объема топлива в баке при помощи линейки, остались в прошлом. Оптимизировать этот процесс поможет внедрение систем спутникового мониторинга и применение различных устройств.
Подключение к РНИС (региональная навигационно-информационная система) особенно актуально в крупных городах, например, в Москве, Санкт-Петербурге и других. Сделать это можно через интернет, оформив заявку на сайте компании, занимающейся цифровизацией автопарков. Для этого нужно будет сообщить персональные данные и дать согласие на их обработку. Если нет времени вводить данные через форму обратной связи, можно заказать звонок менеджера.
Учет расхода топлива без спутниковых систем
Несмотря на технический прогресс, некоторые компании все еще не используют ГЛОНАСС/GPS мониторинг. При данных обстоятельствах сложно оценить насколько точно ведется учет расхода топлива, даже если проблемы его перерасхода не существует. Одометр не сможет верно вычислить данные, так как погрешность этого прибора иногда превышает 15–20 %. Топливные карты и чеки на горючее и смазочные материалы также не содержат достоверной информации, так как могут быть поддельными. Заметить хищение горючего не удастся: для этого необходимо внедрить систему контроля топлива.
Можно сделать вывод, что преимуществ у данного способа практически нет.Спутниковый мониторинг без датчиков уровня топлива
Установка системы ГЛОНАСС/GPS-трекера поможет отследить местоположение и движение ТС, его скоростной режим и километраж. При условии того, что водители добросовестно выполняют свою работу, данные о пробеге, полученные с помощью трекера, будут точнее показателей одометра. Поэтому трекер может помочь произвести объективный учет расхода ГСМ, если воровство топлива исключено.
Трекер GPS помогает оценить лишь базовые параметры. Сливы топлива останутся незамеченными, а контроль эффективности расхода ГСМ — примерным.Контроль уровня ГСМ при помощи штатного датчика через CAN-шину
Для начала разберемся, как работает CAN-шина. Это электронное устройство, оценивающее технические характеристики и ездовые показатели. В наши дни все автомобили и грузовики оснащены CAN-шиной. Бортовой контроллер к ней можно подключить тремя способами:
- напрямую. Если использовать этот метод, то нужно понимать, что придется вмешаться в контактную сеть транспортного средства (ТС), а из-за этого в будущем ему могут отказать в гарантийном обслуживании;
- используя бесконтактные считыватели. Этот способ более безопасный, он не предполагает вмешательства в контактную сеть ТС;
- через CAN-LOG. Приемлемый метод, позволяющий получить исчерпывающую информацию о функционировании любого ТС.
В автомобилях, не поддерживающих стандарт J1939 (FMS), данные, полученные первыми двумя способами, могут быть неполными. Очевидно, что последний способ подключения является оптимальным.
Помимо сведений о расходе ГСМ, с помощью CAN-шины можно получить информацию о работе системы автомобиля.
Работа штатного датчика уровня топлива несовершенна. Его показания могут быть переданы с погрешностью до 15 % от объема бака. И это без учета мертвых зон внизу и вверху бака, для большегрузов составляющих от 5 до 10 % его объема.
Хотя в применении CAN-шины есть недостатки, это подходящий вариант, если установка более высокоточного оборудования невозможна ввиду технических особенностей ТС. CAN-считывание данных привлекательно простым монтажом, нехитрой эксплуатацией и небольшой ценой.
Датчик уровня топлива (ДУТ)
Датчик уровня топлива — емкостный датчик, контролирующий объем топлива в баке, заправки и сливы. Точность показаний ДУТ составляет 99–97 %. Однако внешние факторы могут ее повысить, например, замена горючего. Только качественный и правильно установленный датчик может передавать точные данные по мониторингу топлива. Поэтому монтажом оборудования должны заниматься профессионалы.
ДУТ передает данные трекеру, а он системе мониторинга транспорта. Также существуют датчики, у которых есть собственный модуль GPS/ГЛОНАСС и модем GPRS. Им не нужно соединение с бортовым контроллером.
У ДУТов есть дополнительные преимущества:
- с их помощью можно отслеживать микросливы, заправки и сливы ГСМ;
- они позволяют зафиксировать ложные или неполные заправки;
- они помогут выявить случаи хищения с «обратки».
В то же время этот способ контроля уровня топлива имеет ряд ограничений:
- Для получения реальных данных по расходу топлива высота топливного бака должна быть более 10 см. Измерительная трубка датчика не может быть обрезана под высоту менее 10 см.
- На автомобильные топливные баки, форма которых отличается от стандартных или имеет перегибы, потребуется установка дополнительного датчика.
- Вытянутый по форме топливный бак может уменьшить точность датчика в связи с колебанием горючего под наклоном. Чтобы этого избежать рекомендуется установить второй датчик.
Таким образом, оптимальным способом контроля расхода топлива являются датчики уровня топлива (способ № 5). Только они помогут обнаружить сливы ГСМ. Произвести какие-либо махинации с ДУТ почти невозможно.
Однако у других способов также есть свои преимущества, такие как невысокая цена или простота монтажа и эксплуатации. В некоторых случаях наиболее подходящим методом является установка проточного датчика расхода топлива, а в других оптимально получение данных данных через CAN-шину. Решение о том, как будет осуществляться контроль норм потреблений ГСМ, принимает собственник бизнеса.
Датчик расхода топлива (ДРТ)
ДРТ или расходомер — это проточный датчик, встраиваемый в двигатель автомобиля на топливную систему. Он ведет учет поступившего горючего и количества времени, которое потребуется на его переработку. Некоторые модели ДРТ отслеживают работу двигателя по времени и степень нагретости топлива. Бортовой контроллер (ГЛОНАСС/GPS трекеру) получает информацию непосредственно от расходомера. Точность ДРТ велика, примерно 97–99 %. Поэтому использование расходомера позволит вести реальный учет ГСМ. Но все же у датчика расхода топлива есть ряд минусов:
- высокая цена датчика, его монтажа и содержания;
- расходомер необходимо периодически чистить, если этого не делать, топливная магистраль может выйти из строя;
- чтобы контролировать слив через «обратку» нужно установить дополнительный однокамерный ДРТ, который будет отслеживать топливо как в подающей, так и в обратной магистралях;
- при помощи расходомера невозможно установить контроль над манипуляциями с топливом. Чтобы исключить сливы, нужно проводить осмотры топливной магистрали ТС на наличие сомнительных кранов и других предметов.
Хотя у ДРТ и существует ряд недостатков, они являются самым подходящим способом для контроля расхода топлива на спецтехнике. Установка и обслуживание расходомера потребуют значительных затрат, при этом он избавит собственника ТС от необходимости монтировать другие датчики, которые будут помогать отслеживать работу других важных систем.