
В данной статье мы рассмотрим необходимость установки тахографов на различные типы транспортных средств с точки зрения действующих законодательных актов. Какие транспортные средства попали в список исключений. При каких условиях?
Порядок оснащения тахографами в Российской Федерации в зависимости от категорий транспортных средств регламентируются:
- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 21 августа 2013 года № 273 город Москва.
- ПРИКАЗ от 13 февраля 2013 г. N 36 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ТАХОГРАФАМ, УСТАНАВЛИВАЕМЫМ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, КАТЕГОРИЙ И ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ, ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА.
- автобусов категорий М2 и М3 , используемых для перевозки пассажиров, – до 1 июля 2014 г.;
- транспортных средств категорий N2 , N3 , используемых для перевозки опасных грузов, – до 1 апреля 2014 г.;
- транспортных средств категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, – до 1 июля 2014 г.;
- транспортных средств категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, – до 1 сентября 2014 г;
- транспортных средств категории N2 , используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, – до 1 апреля 2015 г.;
Если говорить “простым языком”, то под оснащение попадают грузовые транспортные средства грузоподъемностью свыше 3,5 тонн и автобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Причем речь идет о транспортных средствах, которые ранее не были оснащены тахографами.
А ЕСЛИ УЖЕ ЕСТЬ ТАХОГРАФ?.
Для тех у кого уже были установлены тахографы, на момент вступления в силу настоящего приказа, – дали время на переоснащение.
- транспортных средства категорий N2 , N3 , М2 и М3 , оснащенных организациями – изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР**, Женева, 1 июля 1970 г.), – до 1 января 2018 г.;
Это касается тахографов ЕСТР Если не понимаете о чем идет речь – рекомендуем прочесть статью нашего блога “Поверка тахографов”
- транспортных средств категорий N2 , N3 , М2 и М3 , оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720***, – до 1 января 2018 г.
Это касается тахографов без блока СКЗИ (720 приказ)
ВНИМАНИЕ! С 01 июля 2016 года аналоговые тахографы (ЕСТР), а также российские тахографы без блока НКМ (СКЗИ) попадают под запрет эксплуатации на территории РФ. Подробно можно прочитать об этом в статье нашего блога Тахографы без блока НКМ (СКЗИ) и аналоговые тахографы попадают под запрет с 01 июля 2016 года.
КАКИЕ ТАХОГРАФЫ МОЖНО УСТАНАВЛИВАТЬ СЕГОДНЯ?
Итак на сегодняшний день можно устанавливать тахографы с блоком СКЗИ и, при наличии лицензии на международные перевозки, – тахографы ЕСТР.
КОМУ НЕ НАДО УСТАНАВЛИВАТЬ ТАХОГРАФ? ИСКЛЮЧЕНИЯ
Давайте теперь подробно рассмотрим приказ 36. Итак подлежат оснащению тахографами СКЗИ следующие транспортные средства за исключением:
за исключением:
транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 <1
комментарий:
Вроде все понятно – НО!
Прежде всего стоит обратить внимание на слово “РЕГУЛЯРНЫЕ” – это значит, что пока автобус ездит по регулярному, оформленному маршруту – тахограф ему не нужен, но если автобус поехал по иному маршруту: повез группу на море, в горы, на экскурсию, свадьбу и т.д. – тахограф должен быть!
Также стоит обратить внимание на слово “ПРИГОРОДНЫЕ РЕГУЛЯРНЫЕ” – согласно Уставу автомобильного транспорта, к пригородным относятся перевозки, осуществляемые за пределы города (другого населенного пункта) на расстоянии до 50 км включительно. Эти перевозки, как правило, выполняются маршрутными автобусами общего пользования и частично маршрутными автомобилями-такси, автомобилями индивидуальных владельцев. Пригородные зоны входят в сферу постоянных трудовых, деловых, и культурно-бытовых связей с городом, характер которых зависит от экономики и географии пригородных районов. Это значит, что если длина маршрута более 50 км – тахограф должен быть!
за исключением:
транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров (приказ Минтранса России от 22 ноября 2004 г. N 36 “Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска” (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 г., регистрационный N 6204)), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.);
комментарий:
Тут речь идет о международных перевозчиках. Они оснащаются тахографами ЕСТР.
за исключением:
пассажирских и грузовых троллейбусов;
>комментарий:
Тоже все предельно ясно…
>за исключением:
автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов (и транспортных средств, оснащенных кранами-манипуляторами – исключено), автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, самоходных сельскохозяйственных машин, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
комментарий:
Если сказать иными словами, то вся спецтехника – НО! Стоит обратить внимание на вот такой момент – если у Вас в регистрационном свидетельстве на транспортное средство стоит специальная отметка о том, что техника специальная, – то да – тахограф Вам не нужен. Если отметки нет (например установили специальную установку самостоятельно, без надлежащего офрмления в органах ГИБДД), – тут проблема! Любо надо ставить тахограф, либо ехать в ГИБДД и ставить отметку!
за исключением:
транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
комментарий:
Тут тоже все понятно! Служба – есть служба, и режим труда и отдыха в данном случае контролируется “отдельными методами”!
транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств”
комментарий:
Многие путают ключевые слова в данном абзаце выдернув из контекста только одну фразу “с года выпуска которых прошло 30 и более лет”. НЕПРАВИЛЬНО! Ключевые слова тут помимо возраста транспортного средства также следующие: “которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния” – речь идет о коллекционных автомобилях! Так что если у Вас авто старше 30 лет, и Вы занимаетесь на нем коммерческими перевозками – тахограф должен быть!